Бизнес — деятельность, направленная на получение прибыли. Она складывается из действий, которые бывают разовыми или повторяющимися.

Например, регистрация ООО — разовое действие. Бизнесмен регистрирует его только один раз. А привлечение клиентов повторяется постоянно.

Повторяющиеся действия в бизнесе называют бизнес-процессами. Они делятся на задачи, связанные друг с другом. Эти задачи выполняют люди, программы, а также люди при помощи программ.

Программы, которые при этом используются, называют системами автоматизации бизнеса или информационными системами.

Подумайте, когда вы используете информационные системы в решении бизнес-задач. Это может быть, например, использование программы Microsoft Word для создания документов. Результат — вы поймете, какие системы упрощают работу бизнеса, а какие усложняют.

Неэффективно:
  • Четко не определено, какую бизнес-задачу выполняет программа;
  • Программа создает дополнительный бизнес-процесс, а не оптимизирует существующие;
  • Программа увеличивает трудозатраты на выполнение задачи, а не уменьшает их.
Эффективно:
  • Четко определен круг используемых программ;
  • Каждая программа участвует в выполнении определенной задачи;
  • Определена разница результата и трудозатрат выполнения задач с помощью программы и без нее, определена эффективность.

Ведение бухгалтерии — распространенный бизнес-процесс. Выставление счетов, актов, отчетных документов, подготовка документации для налоговой — задачи этого бизнес-процесса. Информационные системы ведения бухгалтерии способны самостоятельно выполнять такие задачи. Задачи выполняются быстрее и точнее, бизнес-процесс становится эффективнее.

Сайт тоже является системой автоматизации бизнеса. Например, Интернет-магазин выполняет задачи в процессе продажи товара — рассказывает о характеристиках, совершает продажу, принимает деньги.

Для распространенных бизнес-процессов существуют шаблонные программы, и их использование оправдано. Процессы ведения бухгалтерии и привлечения клиентов распространены, хотя и имеют отличия в процессах в каждой отдельной организации.

Процессы производства продукта или ценности для клиента, внутренних рабочих процессов, у организаций сильно отличаются даже в рамках одной отрасли.

Процессы, которые есть во многих компаниях:

  • Привлечение клиентов;
  • Продажи;
  • Составление документов;
  • Ведение бухгалтерии.

Процессы, индивидуальные для отрасли:

  • Инвентаризация лекарственных препаратов;
  • Выпекание булок;
  • Создание логистики поставок в организацию;
  • Проектирование дома.

В этой области нет распространенных систем, ведь процессы производства ценности для клиента у каждой отрасли и компании индивидуальны.

Пекарня и компания-застройщик могут использовать одну систему для привлечения клиентов и продаж — эти процессы похожи во многих компаниях.

Но они не могут использовать одну программу при производстве ценности для клиента. Выпекание булок и постройка домов — разные бизнес-процессы и складываются из разных задач.

В этой области самое эффективное решение — разработка индивидуальной системы. Такая система разрабатывается специально для вашей организации, в ней учитываются все бизнес-процессы и задачи.

Возможно, вам также будут интересны следующие статьи:

Полезные советы владельцам сайтов

Как выбрать разработчика для сайта?

Как внедрить CRM-систему в компанию?