Что такое бизнес-процесс

Бизнес-процесс — повторяющаяся цепочка задач. Бизнес-процессы нужны для повышения эффективности бизнеса и для его масштабирования.

Задачи, которые входят в бизнес-процесс, должны содержать определенные составляющие:

  • они поручены определенной должности;
  • содержат информацию о том, что необходимо для выполнения задачи: информация, документ, файл;
  • в них есть четкое указание, что необходимо выполнить;
  • прописанный результат — например, отправленный файл или сформированный документ.

Приведем распространенный пример бизнес-процесса.

Любая компания работает с бухгалтерией и выставлением счетов. Как будет выглядеть этот бизнес-процесс:

1. Менеджер по работе с клиентом отправляет запрос в бухгалтерию на выставление счета. Результатом этой задачи должно быть письмо, которое содержит в себе ИНН, услуга или товар, за которую производится оплата, сумма оплаты, номер договора.

2. Бухгалтер получает это письмо со всей необходимой информацией, заходит в программу и выставляет счет. Результат выполнения задачи — отправленные документы на почту инициатора.

Полезная статья — Как внедрить CRM-систему в компанию?

Как появляются бизнес-процессы

Бизнес-процессы есть в любой организации на любом этапе ее развития, это ее составляющая. Но они могут быть не прописаны, поэтому выполняются интуитивно.

В начале существования бизнеса все процессы выполняет руководитель. Когда он нанимает первого сотрудника, то отдает ему на выполнение цепочку задач, которую до этого делал самостоятельно. Как правило, это происходит устно.

Зачем прописывать бизнес-процессы

Когда компания достигает определенного уровня развития и количества сотрудников, бизнес-процессы целесообразнее прописать: это повысит прозрачность и эффективность работы. Также это поможет лучше контролировать бизнес и доносить информацию для новых сотрудников.

Как прописать бизнес-процесс

Фактически бизнес-процесс представляет собой одну большую задачу, которая разделяется на задачи поменьше. Дробить бизнес-процесс на более мелкие задачи можно очень долго, вплоть до прописывания последовательности нажатий на кнопки клавиатуры. Но это не целесообразно.

Минимально необходимый уровень для того, чтобы прописать бизнес-процесс, является участие как минимум двух сотрудников в задаче. Если в задаче задействован только один сотрудник, то это будет минимально необходимым уровнем для того, чтобы не дробить задачу на более мелкие.

Бизнес-процессы и системы автоматизации

На основе бизнес-процессов работают системы автоматизации. Если внедрить систему автоматизации в работу компании, но при этом не прописывать бизнес-процессы, то такое внедрение будет не только неэффективным, но может и навредить вашему бизнесу.

Подробнее о системах автоматизации вы можете прочитать в нашей статье «Автоматизация бизнеса — увеличиваем доход, уменьшаем затраты»

Возможно, Вам также будут интересны следующие статьи:

Полезные советы владельцам сайтов

Вам нужен сайт? Вам не нужен сайт!

Как выбрать разработчика для сайта?